О русской пунктуации

23.05.2026 14:00  2621   Комментарии (53)

Из сетевых просторов - забавно о русской пунктуации. И, кстати, очень наглядно. (Осторожно, присутствуют некоторые энергичные выражения.)

(Автор не указан, если знаете, кто автор - напишите в комментах, я поставлю ссылку.)

 "1. Вce дyмают, русская пунктуация бeccмысленна и бecпощадна, но это не так. В ней есть два принципа — интонационный и структурный. Так вот, первый — бессмысленен, а второй — беспощаден. 

 *** 

 2. Интонационным пpинципoм пользовались русские писатели, поэтому по ним учить пунктуацию нельзя. Цвeтaева, например, творила со знаками препинания настолько чёрное, что им теперь никогда не отмыться. 

 *** 

 3. Cтруктурный принцип пунктуации — это не "я художник, я так вижу", а четкое следование законам русского языка. 

 Закона два: 

 1) Разделяй подобное. 

 2) Выделяй незаконное. 

 Просто, правда? А теперь поговорим про дох*иллион правил, которые из них вытекают. 

 *** 


 4. Caмый е*аный и непонятный знак — это точка с запятой ( ; ). Он загадочен, как пучины океана, и правила его постановки упираются в "ставится, когда элементы предложения сильно осложнены", что может переводиться как "суй куда хочешь, потом отбрешешься". 

 *** 

 5. Все грамотные люди знают, что надо ставить запятые перед подчинительными союзами. Мало кто знает, что части сложных союзов могут отделяться из-за частиц или вводных слов в главной части предложения. 

 Примеры ниже. 

 *** 

 Я люблю тебя, потому что ты смешная. 

 Я люблю тебя только потому, что ты смешная. 

 Я люблю тебя, видимо, потому, что ты смешная. 

 Многие люди, кстати, не в курсе, что существуют подчинительные союзы типа "несмотря на то что", "ради того чтобы" и т. д., А зря! 

 *** 

 Самая странная ошибка, которую я встречал — это выделение обстоятельств в начале предложения, например: 

 После хорошего ужина, мне захотелось вздремнуть. 

 Она там не нужна, ставить ее грешно, не делайте так. 

 *** 

 Есть только 4 типа выделяющихся обстоятельств: 

 Деепричастные обороты 

 Сравнительные обороты. 

 Уступительные обороты. 

 Уточняющие обстоятельства. 

 Все остальное — тьма и ересь. 

 *** 

 "Деепричастия в тексте выделяются всегда!" — раздается крик русички на весь класс. В большинстве случаев это так, но плохо то правило, где нет исключений! Деепричастия могут не выделяться, если выполняют функцию сказуемого или тесно связаны с ним по смыслу, но это бывает редко. 

 *** 

 Ещё деепричастия не выделяются, если они наречие (Еду в автобусе сидя) или фразеологизм (Делаю работу спустя рукава). Это надо запоминать, но никто не хочет. 

 *** 

 Если русский язык не может подчинить что-то своей воле, то он называет знак необязательным или вариативным. Это простой и действенный способ избежать жертв среди филологов. 

 *** 

 К слову о вариативных знаках. Больше всего тьмы и непонятое в плане пунктуации кроется в области производных предлогов. 

 Так вот, только ДВА оборота с предлогами ВСЕГДА выделяются: 

 Несмотря на (обст. уступки) 

 Кроме/включая/исключая (обособленное дополнение). 

 *** 

 Предлог "благодаря" выделяется по интонационному принципу, но это далеко не обязательно. 

 Предлог "типа" (и он пишется именно так — ТИПА) НЕ ВЫДЕЛЯЕТСЯ ВООБЩЕ. 

 *** 

 Если вас успокаивает то, что вы знаете такой минимум, как запятая перед "и" в сложносочинённом предложении, то у меня для вас плохие новости: есть пять случаев, когда ее там быть не должно. 

 *** 

 1) У частей ССП есть общий второстепенный член. 

 Весной голубеет небо и начинают зеленеть деревья. 

 2) Есть общая главная часть при однородном подчинении придаточных. 

 Тогда казалось, что мы будем вместе и никто не сможет нас разлучить. 

 *** 

 3) Есть общее придаточное. 

 Когда я проснулся, все вокруг было серым и никуда не хотелось идти. 

 4) Есть общая интонация. 

 Ты будешь стоять спокойно или мне снова идти за лопатой? 

 5) Входят в состав прямого вопроса в БСП. 

 Есть вопрос: ты будешь слушаться или мне тебе наказать? 

 *** 

 Тире и двоеточие имеют жёсткую привязку к интонации, потому что через нее передают основное значение в бессоюзном предложении. Двоеточие заменяет союзы "что" и "потому что" и выражает распространительное значение, так что с ним все просто. 

 *** 

 Тире — это всратый знак. Мало того, что его путают с дефисом-шмефисом, так оно — тире! — может быть ещё и парным. В БСП же есть абсолютно невменяемое правило про выражение быстрой смены событий, которую никак определить нельзя. Это надо только чувствовать... 

 *** 

 Законы русского языка гласят, что признаки объектов должны стоять только перед объектами. Именно поэтому определения, стоящие после определяемого, выделяются запятыми. И здесь вы вспомнили страшные слова "причастный оборот", но это ещё не все. 

 *** 

 Кроме причастных оборотов, стоящих после главного слова, выделяются ещё и однородные определения, молодые, дерзкие и жаркие, а также сочетания с прилагательными, похожими на причастия, но ими не являющиеся. 

 А теперь детки, найдите в тексте с правилом примеры. 

 *** 

 Как уже было сказано, в языке выделяются всякие уродства и некондишки. В отряде определений это причастный оборот, который чувствует себя обстоятельством – трансгендер от синтаксиса). 

 Совершенно вымотанные, пионеры решили остаться дома. 

 *** 

 Определения — это признак объекта. Местоимения указывают на объекты, но не называют их. Они не могут быть вместе, это неестественно. 

 Именно поэтому определения, относящиеся к личным местоимениям, выделяются всегда. 

 Уверенный в своей правоте, он продолжал носить шёлковую ночнушку. 

 *** 

 Самая е*анина в обособлении — это конструкции с союзом "как", потому что там мильон подпунктов, на каждый из которых есть своя оговорка в духе "но если вам очень хочется, то..." 

 Чтобы правильно ставить запятые, надо разобраться, где у вас сравнение. 

 *** 

 Что такое сравнение? Это когда ЧТО-ТО выражает признак через сравнение с ЧЕМ-ТО. Логично? Если у вас только один элемент, то это не сравнение, а сказуемое. 

 У нее задница как у корабля. 

 У нее задница большая, как у корабля. 

 *** 

 Ни в одном фразеологизме не нужны знаки препинания, даже если все ваше существо вопит, что они там жизненно необходимы. 

 Беден как церковная мышь. 

 Голоден как волк. 

 Ни рыба ни мясо (особенно больно). 

 *** 

 В большинстве оборотов с "как" союз можно заменить: 

 КАК=В КАЧЕСТВЕ – не ставим зпт. 

 КАК=БУДУЧИ – ставим зпт. 

 КАК=любой другой сравнительный союз – смотрим, сравнение ли это. 

 А потом думаем. 

 Я, как классик литературы, ставлю запятые как хочу. 

 Я люблю тебя как друга. 

 *** 

 По поводу "как хочу", "как угодно", "как заблагорассудится" и т.д. 

 Это устойчивые сочетания, запятая перед ними не нужна, но только если в предложении не пасётся слова "так". 

 *** 

 Если в предложении ЕСТЬ указательное местоимение ТАК/ТАКОЙ, перед "как" автоматически вырастает запятая, ибо их сочетание даёт нам парный союз ТАК..., КАК. 

 *** 

 Если вы когда-нибудь скажете филологу, что вводные слова кругом всегда в запятых, вы можете быть посажены на бутылку подумать о своем нехорошем поведении. 

 Вводные слова не выделяются в начале и в конце обособленных оборотов. 

 Поеду куда-нибудь, в Питер например. 

 *** 

 Рубрика "Вам не говорили об этом в школе, и слава богу". 

 Ряд однородных членов после обобщающего слова — двоеточие, перед — тире, но иногда бывает, что сначала двоеточие, а потом тире: 

 Знаки препинания: запятые, тире и прочая херня – должны ставиться правильно. 

 *** 

 Самый мощный пунктуационный мутант — это запятая-тире (,—) 

 Даже маститые профессоры начинают невнятно мычать, когда их просят объяснить законы постановки этого знака, поэтому я не буду даже пытаться. 

 *** 

 Для кого-то это секрет, но запятая в обращении после частицы "о" не нужна. 

 Приезжай же скорее, о женщина моей мечты! 

 Обращения при этом выделяются запятыми целиком. 

 О луна моей жизни и закат моего разума, когда ж ты приедешь с далёкой чужбины? 

 *** 

 Кстати! Выделяется все незаконное, так? Так! Поэтому мы и отделяем запятыми вводные слова, обращения и эмотивные междометия, ведь они не связаны с предложением. То есть они НЕЛЕГАЛЫ. 

 *** 

 В сложных предложениях часто попадается запятая на стыке союзов. 

 Мне сказали, что(,) если все получится, мы зашибем бабла. 

 Так вот, если вы видите в предложении ТО или НО, зпт вам на стыке не нужна. 

 Также она не нужна в начале предложения. 

 Но когда меня спросили, я не ответил. 

 *** 

 Все знают, что в сложном предложении запятая ставится перед союзом и РАЗДЕЛЯЕТ (запятые в русском ничего не соединяют!), но это не работает с определительными придаточными. 

 Иду мимо дома, обшарпанные стены которого скоро падут. 

 Зпт в таких предложениях стоит ПОСЛЕ ГЛАВНОГО СЛОВА! 

 *** 

 Средством связи в СПП могут быть не только союзы и союзные слова, но и частицы. Обычно используются частицы ЛИ (в вопросительных) и НИ (в уступительных). Запятые ставятся на границе частей. 

 Хочу спросить, можешь ли ты мне помочь? 

 Сколь бы ты ни ныл, ты все равно во френдзоне. 

 *** 

 Не все инфинитивные конструкции в предложениях выделяются. Ваш ориентир для запятой — союз "чтобы". 

 Мы пошли в бар нае*ениться — обстоятельство цели выражено инфинитивом. 

 Мы пошли в бар, чтобы нае*ениться — обособленное обстоятельство цели. 

 *** 

 Если вам когда-нибудь напишут что-то вроде "Ты ох*ел чтоли", то вот на что вам надо указать относительно вопросительной частицы "что ли": 

 1) Пишется раздельно. 

 2) Всегда выделяется запятой. 

 3) Всегда образует вопросительное предложение и требует "?" 

 Ты неграмотный, что ли? 

 *** 

 Пришла пора разрушить ваши детские иллюзии по поводу фразы "Казнить нельзя помиловать". 

 НИГДЕ в этой фразе не нужна запятая! 

 Казнить: нельзя помиловать ( двоеточие=потому что). 

 Казнить нельзя – помиловать (тире=поэтому). 

 Да, вам лгали все детство, живите с этим. 

 *** 

 В этих ваших интернетах точка в конце предложения считается даже не анахронизмом – дурным предзнаменованием, и ее опускают 

 А некоторые особо радостные лепят сотни восклицательных знаков!!!!! В каждом предложении!!!!!!!! 

 В реальной жизни так делать НИНАДА! 

 *** 

 Помните следующее: при общении в интернете разница между понятиями "заносчивый говнюк" и "вежливый человек" заключается зачастую в постановке вопросительного знака. 

 "Встретимся" — утверждение говнюка. 

 "Встретимся?" — вопрос человека. 

 *** 

 ЧТО ПО НОРМАМ СТАВИТСЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ: 

 В повествовании ставится точка. Или, если мы у мамы томные, троеточие... 

 Мы задаём вопрос? Может, с восклицанием?! Или мы снова томные?.. 

 Когда восклицаем, то ставим ОДИН знак! А при недосказанности и томлении!.. 

 *** 

 Междометия — это внесистемный элемент языка из области вечной тьмы и первородного хаоса. С их выделением возникают вопросы, потому что не все лингвисты не могут до конца ответить на вопрос "Что ты такое, тварь?!" 

 *** 

 В тексте выделяются эмотивные междометия: ух, ох, ой, б*ять, ё* твою мать и прочие. 

 Ух, какая у нее жопа! 

 Но! В сочетании с вопросительными местоимениями они могут приобретать обстоятельственное значение и становиться наречиями. 

 У нее ух какая жопа! 

 *** 

 Про тире в простом предложении. Оно может не ставиться между подлежащим и сказуемым, если подлежащее выражено местоимением. 

 Вы молодцы и умницы. 

 Вы – молодцы и умницы. 

 Второй случай, ясное дело, более выразителен»."

 

23.05.2026 14:00
Комментарии 53

Вообще алфавит можно заменить всего двумя пунктуационными знаками - точкой и тире.
23.05.26 21:41
0 1

Я работаю в полиграфии при учебном заведении, иногда в случае трудностей иду к преподам русского, и вот по поводу пунктуации часто возникают споры. Даю им предложение, они начинают спорить, вытаскивают книги и пытаются друг друга убедить.
Меня чаще всего напрягает деление слов с дефисом, типа "учебно - методическое" и мемное сочетание вопросительного и восклицательного (в русском только "?!", но в интернете от мемов пошло "!?" и сейчас такое встречается даже в работах у преподавателей).
23.05.26 21:28
0 0

"Давайте есть, дети!" (на картинке внизу) - похоже дословный перевод гораздо более наглядной английской фразы "Let's eat children".
23.05.26 21:24
0 1

23.05.26 21:17
0 1

Но есть еще и оксфордская запятая. Обычно ставится в списке перечисляемых вещей, перед союзом «и».

Сравните:
«Я люблю своих родителей, леди Гагу и Николаса Кейджа».

и
«Я люблю своих родителей, леди Гагу, и Николаса Кейджа».
23.05.26 19:38
1 0

Фродо, про это уже обсуждали внизу.
23.05.26 20:48
0 3

Всегда сомневался в своих школьных знаниях при виде запятых в оборотах типа "А, Вы, грамотный!"
23.05.26 19:15
0 0

Вы прослушали граммар наци "Майн Кампф". Читать перед сном вместо "Отче Наш"
23.05.26 18:51
0 1

У меня от некоторых примеров складывается впечатление, что что-то поменялось в нормах.
Вот тут отсутствие запятой режет слух: "Поеду куда-нибудь, в Питер например"
И второй момент, мне кажется, что если провести экзамен по пунктуации с достаточным количеством таких вот примеров, 99% процентов окажутся неучами. И это уже проблема правил, а не людей
23.05.26 17:46
0 0

не понимаю, зачем всерьез воспринимать нейрослоп. Можно еще алфавит изучать в таком же духе.
23.05.26 18:05
1 2

зачем всерьез воспринимать нейрослоп
Нейросетки очень сильны в орфографии и пунктуации. Не придерешься. Спеллчекер работает. Зато ИИ-шка лепит ошибки: лексические, логические, фактологические, юридические, технические, плеоназм, тавтология и прочая, и прочая, и прочая. Но не орфографические. С тех самых пор я полюбил орфографические ошибки. И описки. Это так по-человечески! Хотя еще 10 лет назад я был граммар наци, краснодипломник и перфекционист.

Нейросетки очень сильны в орфографии и пунктуации. Не придерешься.
уже нашли ошибку (внизу).

В пирожках с пунктуацией всё намного проще! )

вот позитивный анатолий
был послан нахуй но сумел
вернуться бодрым отдохнувшим
и два магнитика привез

©
23.05.26 16:55
0 12

И порошках. Если будете здесь изъясняться исключительно пирожками и порошками, то претензий к грамматике, конечно, не будет.
23.05.26 17:37
0 1

Русская грамматика это хуета.

Если прочел туеву хучу книг, знаешь дохерища слов и терминов, умеешь сам писать "от души", то похер на грамматон.
23.05.26 16:47
6 2

Соглашусь. Что лучше: бредни нейросетей с почти идеальной грамматикой или человеческий текст "от души"? Что лучше: гладкие пластиковые лица в ИИ-шных видероликах или реальные лица людей, с морщинками, с веснушками и с родинками? Что лучше: притворство, симуляция или естественность, искренность?

Соглашусь. Что лучше: бредни нейросетей с почти идеальной грамматикой или человеческий текст "от души"? Что лучше: гладкие пластиковые лица в ИИ-шных видероликах или реальные лица людей, с морщинками, с веснушками и с родинками? Что лучше: притворство, симуляция или естественность, искренность?
Про американскую улыбку еще не вспоминали.
🤠

Про американскую улыбку еще не вспоминали.🤠
ну, американская улыбка помогает делать карьеру. Есть же польза от нее.
Я вот совсем недавно потерял работу. Поэтому не осуждаю американскую улыбку.
Работает? Работает. Ну и ладно.

Ну, "типа", это ещё ладно, что никто не успеет его писать правильно.

Хуже всего полная отмена частицы "-нибудь". Ты будешь "что-то" делать? Сссука. Пришло, я думаю, от бестолковых переводчиков с английского "something".
23.05.26 16:34
0 0

Картинку ИИ нарисовал? Пока рисовал, забыл, что запятую уже упоминал 😄
23.05.26 14:59
0 1

Прочитал половину, закрыл, пошёл за стаканом.
23.05.26 14:28
0 13

Мне тоже плесни.
23.05.26 14:50
0 5

Судя по вашим предыдущим текстам, вы за ним ходите регулярно.
23.05.26 17:34
3 0

Таки о каких текстах вы говорите?
Зайти, сказать гадость, без какой то конкретики - это твой фирменный стиль, или я ошибаюсь?
23.05.26 18:55
0 2

А не ввели ли в русском (Россия) гарвардскую запятую?
Гарвардская запятая (также известная как оксфордская или серийная запятая) — это запятая в английском языке, которая ставится перед союзами and (и) или or (или) в перечислениях из трех и более элементов, прямо перед последним пунктом списка.
Она предотвращает двусмысленность и делает структуру текста прозрачнее.
Без запятой: I love my parents, Lady Gaga and George Bush.
С гарвардской запятой: I love my parents, Lady Gaga, and George Bush.
23.05.26 14:20
0 0

У нас еще в 2017м был такой пример.

Racist, supermacist, and idiot came to the bar. - Запятая показывает, что речь идет о трех разных существах.

Racist, supermacist and idiot came to the Oval Office. - Отсутствие запятой показывает, что речь идет об одном существе. ("Скажите, как его зовут?")
23.05.26 14:27
0 16

гарвардскую
оксфордскую.
23.05.26 16:17
0 0

У нас еще в 2017м был такой пример.Racist, supermacist, and idiot came to the bar. - Запятая показывает, что речь идет о трех разных существах.Racist, supermacist and idiot came to the Oval Office. - Отсутствие запятой показывает, что речь идет об одном существе. ("Скажите, как его зовут?")

Во втором примере у вас два существа
23.05.26 16:31
1 0

Во втором примере у вас два существа
Не.
Просто существо - шизофреник.
23.05.26 17:07
0 2

оксфордскую.
Похоже, спойлер вы не открывали.
23.05.26 17:33
1 1

оксфордскую.
Человек, способный и не боящийся заглянуть под спойлер, найдет там
Гарвардская запятая (также известная как оксфордская или серийная запятая)
23.05.26 17:35
0 2

открывали. При всем уважении к гарварду, оксфорд имеет приоритет в названии, как заведение старше в несколько раз.
23.05.26 18:05
0 3

открывали.
Так чего же тогда? Там так и говорится "(также известная как оксфордская или серийная запятая)".
23.05.26 18:08
0 0

Так чего же тогда? Там так и говорится "(также известная как оксфордская или серийная запятая)".
Можно еще написать "солмировская запятая" и потом в сноске написать, что это то же, что гарвардская и оксфор4ская.
23.05.26 18:09
0 2

открывали.
Так чего же тогда? Там так и говорится "(также известная как оксфордская или серийная запятая)".

Upd. Начал писать ответ, когда у вас было только слово "открывали". После написания ответа увидел дополнение. Ну, ладно, чо. Тут уж сами бодайтесь за приоритет своих любимых альма-матерей.
23.05.26 18:12
0 1

"И жизнь, и слёзы, и любовь".
Немного похоже на гарвардскую запятую. Но это не она.

открывали. При всем уважении к гарварду, оксфорд имеет приоритет в названии, как заведение старше в несколько раз.
И Оксфорд начал свою деятельность с этой запятой?
В Вики приоритет у другого названия, но у нас оно менее известно:
The serial comma (also referred to as the series comma, Oxford comma, or Harvard comma) is a comma placed after the penultimate term in a list (just before the conjunction) when writing out three or more terms.
23.05.26 21:32
0 0

"И всё точка!" ???
23.05.26 14:15
0 4

И всё - это точка. Глубокая философская мысль.
23.05.26 14:27
0 0

Мама приготовила ужин - вкусно и точка!
23.05.26 15:42
0 0

"всё суета,
всё точка"
23.05.26 16:18
0 1

"всё суета,всё точка"
"кома, куме, - це ще не крапка"
23.05.26 18:04
0 1

Про жопу особенно понравилось.
И про запятые но, меньше.

Зато я посмотрел дуэт Плющенко и Билана.

www.instagram.com

Азербайджану, похоже, неплохо заплатили.
23.05.26 14:15
0 0

Все эти примеры блекнут на фоне вчерашней цитаты: "Я с пидорасами, не разновариваю!".
23.05.26 14:13
0 21

И меня некоторые пидорасы ( в хорошем смысле слова) обвиняли в неправильном расставлении запятых.
" Я, как классик литературы, ставлю запятые как хочу."
bas
23.05.26 17:06
8 0

Вообще-то та цитата как раз намекала на подобные твоим ошибки в расстановке запятых. А поскольку тебя обвинял конкретно я, то это твоё определение тянет на адресное и недвусмысленное оскорбление.
23.05.26 17:24
0 4

Какое оскорбление, я ж написал в хорошем смысле слова, тем более что на этом сайте только одному человеку позволено быть граммар наци и это не ты
bas
23.05.26 17:27
4 1

Послушай, хватит издеваться. Ты просто очередной раз демонстрируешь, что ты низкий, подлый и злопамятный человек. Если ты не понимаешь, какой смысл имеет фраза "п***рас в хорошем смысле слова", то ты просто неумён. Если понимаешь, то снова прочти моё второе предложение в этом комменте.

на этом сайте только одному человеку позволено быть граммар наци и это не ты
Кем позволено? Когда? Ты вообще сознаёшь, какую белиберду пишешь?
23.05.26 17:48
0 4

демонстрируешь, что ты низкий, подлый и злопамятный человек.
_________
Киса обиделась, пидорас в хорошем смысле не может быть оскорблением, по определению( сексуальная ориентация, национальность или возраст ) тем более, когда это констатация факта. В любом случае успокойся, кроме тебя здесь есть и другие, их я имел в виду. Ты не пидорас (в хорошем смысле).
bas
23.05.26 18:00
6 0

О, так "п***рас" помимо всего прочего может означать национальность или возраст? Ого, ты, кажется, пошёл вразнос. Что бы ты там сейчас ни употребил, рекомендую остановиться и лечь спать.

P.S. О какой констатации факта ты сейчас говорил? Какого факта?
23.05.26 18:06
0 4

Есть ссылка? Я хочу насладиться 😄
23.05.26 21:08
0 0

разновариваю

Н и Г рядом в раскладке - на телефоне легко промахнуться. Но тебе можно критиковать - у тебя статус.
Теги
Сортировать по алфавиту или записям
BLM 22
Calella 151
exler.es 334
RIP 133
SNL 1
авто 514
видео 4690
вино 370
еда 558
ЕС 95
игры 123
ИИ 103
кино 1694
попы 210
СМИ 2993
софт 1002
США 300
ФБК 14
шоу 6